Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- Критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- Осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- Вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Документы
Документы федерального уровня
Документы регионального уровня
Документы муниципального уровня
Локальные акты образовательного учреждения
Скачать1,3 МБ
Положение о формировании функциональной грамотности обучающихся МОУ "Большелипяговская СОШ"
Методические материалы для учителя
Мониторинг сформированности функциональной грамотности. Использование банка заданий
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы
Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы
Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы
Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы
Материалы Белгородского регионального института развития образования
https://beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual-cabinet/funkczionalnaya-gramotnost
СБОРНИКИ ЗАДАНИЙ
- на выявление уровня читательской грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
- на выявление уровня креативного мышления, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/4-ex__pisa.pdf
- на выявление уровня математической грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
- на выявление уровня естественнонаучной грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Методические материалы
- Учимся для жизни: лаборатория функциональной грамотности. Вебинар издательства «Просвещение» https://clck.ru/YLh3L
- Лаборатория функциональной грамотности. Корпорация Российский учебник. Методические материалы и запись вебинара https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Мероприятия
- Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности" https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
- План всероссийских семинаров "Формирование и оценка функциональной грамотности школьников" https://edsoo.ru/Formirovanie_i_ocenka_funkcionalnoj_gramotnosti_shkolnikov.htm
- Материалы всероссийского семинара «Формирование функциональной грамотности: особенности организации учебного процесса», состоявшегося 23.09.2022.